Сегодня хакеры могут реально вмешаться в управление авиалайнером

цифровой борт

Современный самолёт с точки зрения его программного обеспечения уже не изолированная система, в которую невозможно проникнуть, как это было совсем недавно, ещё десять лет назад. Многоканальные линии передачи данных, по которым происходит непрерывная связь с бортом в полёте – вполне возможное место для совершения кибератак.

Другой вопрос, что до недавнего времени, все компьютерные системы авиалайнеров не были интегрированы в достаточной степени, чтобы такое вторжение имело смысл: теоретически хакеры могли заблокировать или отключить бортовую медиасистему, или прекратить работу телефонов. И то, для этого им потребовались бы специальные знания, как минимум, на уровне разработчиков авионики. Большинство авиационных систем, напрямую влияющих на безопасность полётов, или имеют многократное резервирование или вообще – не имеют связи с внешним миром, как, например, система управления. Даже цифровой автопилот использует прошивки, заложенные его создателями и передача внешних данных возможна только из кабины. Сама же система управления – аналоговая, в основном гидравлическая.

После исчезновения малазийского Боинга 777, рейса MH370, многие задумались о возможном хакерском вмешательстве в злополучный рейс. Задумались не только журналисты, но и соответствующие специалисты. Британский исследователь, профессор Дэвид Стапплс считает, что именно на моделии 777, которой уже два десятка лет, такое внешнее вторжение невозможно. Но он предупреждает, что уже сегодня появились лайнеры нового поколения, в которых абсолютно все системы контролируются бортовым компьютером. Первым полностью компьютеризированным лайнером был Аэробус А320, но в его компьютер невозможно было проникнуть, используя внешние линии связи. Следующие модели концерна: А330/340 и А380 гораздо уязвимее в этой части. Новейший самолёт А350 не только имеет электродистанционную систему управления, но и его компьютер постоянно доступен через спутниковые каналы коммуникации.

Продукция концерна Боинг традиционно более консервативна, но и их новейший лайнер – 787 имеет такие же потенциальные опасности злонамеренного вторжения, как и конкурент А350. Стапплс считает, что пришло время заняться проблемами защиты авиалайнеров от хакеров на государственном уровне и на уровне Международной Федерации Гражданской Авиации.



Прокомментировать эту статью:


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.